Комплексная социальная юридическая помощь Палаты юридических консультантов
Пилотные проекты Верховного Суда РК «Профилактика трудовых споров» и «Семейный суд» нуждаются в поддержке институтами частных юридических сообществ, а именно нотариальными палатами, коллегиями адвокатов, палатами ЧСИ, палатами юридических консультантов.
С 1 января 2019 года введена в действие статья 19 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 05 июля 2018 года (далее – Закон).
Комплексной социальной юридической помощью (далее – КСЮП) является оказание в соответствии с договором безвозмездной юридической помощи лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, заключающейся в правовом сопровождении клиента с момента его обращения за юридической помощью до принятия в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан, итогового правового решения по делу (разрешения правовой ситуации).
Объем и порядок оказания КСЮП устанавливаются палатами юридических консультантов (далее – ПЮК, Палата), Республиканской коллегией адвокатов.
Сведения об объеме и порядке оказания КСЮП направляются уполномоченному органу.
Оказание КСЮП является одной из форм реализации социальной ответственности и осуществляется добровольно.
КСЮП может оказываться:
1) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»;
Согласно статье 6 Закона «О специальных социальных услугах» лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:
1) сиротство;
2) отсутствие родительского попечения;
3) безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;
3-1) нахождение несовершеннолетних в организациях образования с особым режимом содержания;
4) ограничение возможностей раннего психофизического развития детей от рождения до трех лет;
5) стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями;
6) ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
7) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности;
8) жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;
9) бездомность (лица без определенного места жительства);
10) освобождение из мест лишения свободы;
11) нахождение на учете службы пробации.
Из смысла данной статьи следует, что необходим подтверждающий документ о таком статусе лица.
По пунктам 10) и 11) данным документом будет выступать справка об освобождении осужденного из исправительного учреждения, справка КУИС о нахождении на пробационном контроле.
Касательно гражданства Клиента следует иметь ввиду что действие настоящего Закона «О специальных социальных услугах» по статье 3 распространяется на граждан Республики Казахстан, оралманов, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Оценка и определение потребности в специальных социальных услугах регулируется статьей 14 Закона «О специальных социальных услугах».
- Предоставление специальных социальных услуг осуществляется на основе оценки и определения потребности в специальных социальных услугах лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, определяемой социальным работником по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.
- Критериями при проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах являются:
1) ограничение жизнедеятельности;
2) социальная дезадаптация;
3) социальная депривация;
4) неблагополучная социальная среда.
- Социальный работник в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления от лиц, указанных в статье 13 Закона «О специальных социальных услугах», по поручению местных исполнительных органов районов, городов областного, республиканского значения, столицы проводит оценку и определение потребности в специальных социальных услугах в порядке, установленном абзацем пятым подпункта 2) статьи 8 настоящего Закона.
- На основании оценки и определения потребности в специальных социальных услугах социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах готовит заключение, в котором определяются вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности.
Таким образом, для получения юридической услуги по КСЮП требуется заключение социального работника с указанием определенного содержания:
-вид услуги,
-категория получателя,
-место предоставления,
-продолжительность предоставления услуги,
-содержание услуги,
-индивидуальные особенности.
Порядок предоставления специальных социальных услугах указан в ст.15 Закона «О специальных социальных услугах».
- Предоставление гарантированного и дополнительного объемов специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема, осуществляется на основании решения местных исполнительных органов районов, городов областного, республиканского значения, столицы, в случае оказания их за счет бюджетных средств, за исключением лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанных с торговлей людьми и бездомностью.
- Местными исполнительными органами районов, городов областного, республиканского значения, столицы в течение трех рабочих дней со дня получения заключения социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах принимается решение о предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, за счет бюджетных средств.
До принятия местными исполнительными органами районов, городов областного, республиканского значения, столицы решения о предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанных с бытовым насилием, данное лицо (семья) может пребывать в субъектах, предоставляющих специальные социальные услуги или оказывающих помощь потерпевшим от бытового насилия, в случае предоставления (оказания) их за счет бюджетных средств.
- В случае отказа в предоставлении специальных социальных услуг за счет бюджетных средств местные исполнительные органы районов, городов областного, республиканского значения, столицы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, письменно уведомляют заявителя с указанием причины отказа и возвращают документы, представленные для проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.
- Основаниями для отказа в предоставлении специальных социальных услуг являются:
1) несоответствие основаниям, указанным в статье 6 настоящего Закона;
2) недостоверность представленных сведений и документов.
- Предоставление специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляется субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги, со дня принятия решения об их оказании.
- Предоставление платных специальных социальных услуг осуществляется в соответствии с договором, заключаемым лицом (семьей), находящимся в трудной жизненной ситуации, и субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги.
- Лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие бездомности (лицу без определенного места жительства), жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, специальные социальные услуги предоставляются независимо от места проживания.
2) лицам, имеющим право на адресную социальную помощь;
Согласно п.п.1,6 ст.2 Закона РК от 17.07.2001 года №246-II «О государственной адресной социальной помощи» право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.
Заключение социального контракта является обязательным условием для назначения обусловленной денежной помощи.
3) участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним;
4) инвалидам 1(первой) и 2(второй) группы;
5) пенсионерам по возрасту;
6) престарелым и инвалидам, проживающим в медико-социальных учреждениях (организациях) для престарелых и инвалидов общего типа;
Категории, указанные в п.п.3)-6) должны предоставлять юридическому консультанту соответствующее удостоверение.
7) иным лицам, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении.
Юридический консультант определяет критерий социального и финансового положения Клиента самостоятельно в каждом случае индивидуально.
Обязательно следует обращать внимание на:
- наличие детей,
- состояние здоровья Клиента, совместно проживающих с ним членов его семьи,
- наличие постоянной работы,
- нахождение в отпуске по уходу за ребенком.
Комплексная социальная юридическая помощь не оказывается по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, в рамках гражданского судопроизводства.
Согласно статье 19 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» внесение значительного вклада в оказание комплексной социальной юридической помощи стимулируется государством в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.
Во исполнение данной нормы Закона Правительством Республики Казахстан издано постановление №45 от 08 февраля 2019 года «Об утверждении Правил стимулирования государством за внесение значительного вклада в оказание комплексной социальной юридической помощи».
Мерой стимулирования государством внесения значительного вклада в оказание комплексной социальной юридической помощи является присвоение медалей, нагрудных значков
Мерами стимулирования отмечаются достижения в профессиональной деятельности адвоката, юридического консультанта, отличившихся:
1) высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и законных интересов клиентов при оказании комплексной социальной юридической помощи;
2) значительным вкладом в развитие комплексной социальной юридической помощи.
Высокое профессиональное мастерство и значительный вклад адвокатов, юридических консультантов в развитие комплексной социальной юридической помощи определяются президиумом Республиканской коллегии адвокатов, коллегиальным органом управления палаты юридических консультантов.
Представления о награждении адвокатов, юридических консультантов инициируются Республиканской коллегией адвокатов, палатами юридических консультантов, которые направляют соответствующие представления в кадровую службу центрального государственного органа, уполномоченного в сфере оказания юридической помощи.
Представления о награждении направляются в уполномоченный орган не позднее, чем за 2 месяца до празднования государственных, профессиональных, иных праздников и юбилейных дат.
Уполномоченный орган рассматривает вопрос о награждении, подготавливает необходимые документы и принимает в течение 10 календарных дней приказ о награждении.
Вручение наград производится уполномоченным органом в торжественной обстановке лично награжденному. Перечень и описание наград, форма наградного листа утверждаются уполномоченным органом.
К членам Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» обращаются граждане разных категорий и слоев населения. У граждан часто возникают вопросы алиментных обязательств, трудовых отношений. В сфере снижения платежеспособности населения растет число обращений по банковским спорам, выселения и узаконения имущества в рамках жилищного законодательства.
Такие меры позволят юридическим консультантам проявлять себя не только как специалистам-законникам, но и как социально ответственным людям. Общественное признание формирует положительный имидж юридической профессии у населения.
Руководитель Наблюдательного совета Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» - Шингельбаев Бакытжан Таласович
Комментарии: