Примирительные процедуры юридических консультантов Казахстана
В настоящее время нормы ГПК Республики Казахстан (далее ГПК) не предусматривают возможность проведения примирительных процедур, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено ГПК или законом, однако ходатайство об урегулировании спора с применением может быть заявлено по любому делу искового производства.
Представляется, что такое положение норм ГПК является обоснованным в силу того, что устранение нарушений прав гражданина, юридического лица возможно путем отмены обжалованного акта, прекращения какого-либо действия самим государственным органом или должностным лицом
То есть ГПК делит примирительные процедуры на 3(три) вида:
1.мировое судебное соглашение,
2.медиативное соглашение,
3.партисипативное соглашение адвокатов.
Интересно пп.8) п.3 статьи 76 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» дает право юридическому консультанту, выступая в качестве представителя проводить примирительные процедуры.
Данное правило должно применяться только в части судебных мировых соглашений.
Поскольку проведение процедуры медиации действительно при наличии сертификата с прохождением обучения и нахождением в реестре.
Тогда как партисипативное соглашение может заключаться только между адвокатами, а не между юридическими консультантами.
Но в данном случае необходимо отметить, что как адвокатам, так и юридическим консультантам необходимо наличие соответствующего сертификата «Общий курс медиации», «Специализированный курс медиации» о прохождении данного обучения в рамках Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденных постановлением Правительства РК от 03.07.2011 года №770.
Следует отметить, что нарушение принципа конфиденциальности предусмотренного статье 8 Закона РК «О медиации» может возникнуть при проведении судейской медиации.
Поэтому пункт 4 статьи 66 ГПК прямо указывает что - в случае неурегулирования спора (конфликта) в порядке медиации доказательства, полученные судьей при проведении им медиации в суде, не могут быть им представлены судье, в производстве которого находится дело.
Данное ограничение очень существенно. Поскольку сведения о фактах признаются судом недопустимыми в качестве доказательств, если они получены с нарушениями требований ГПК путем лишения или ограничения гарантированных законом прав лиц, участвующих в деле, которые повлияли или могли повлиять на достоверность полученных сведений о фактах.
Сложнее всего когда судебный медиатор это один и тот же судья в производстве, которого находится дело.
В данном случае целесообразнее воспользоваться правом самоотвода в порядке ст.38 ГПК.
Авторы постатейного научно-практического комментария к Закону Республики Казахстан «О медиации» Кайса С.Т. и Шингельбаев Б.Т. отмечают что «в Законе не урегулированы правоотношения, возникшие из административных правонарушений и имеется реальный пробел, связанный с регламентированием особенностей медиации, проводимой в ходе административного судопроизводства, на примере ст. 24 Закона, когда полным ходом идет гуманизация уголовного законодательства в сферу административного процесса. Получается де-факто медиация на практике применяется в административных делах, а де-юре медиация отсутствует в КРКоАП. Т.е. запрета в КРКоАП или комментируемом Законе не имеется на проведение процедуры медиации в административном судопроизводстве, но в то же время в КРКоАП и Законе нет норм прямо регулирующих эти правоотношения.
В арбитражном разбирательстве процедура медиации также применяется что закреплено в ст.46 Законе РК «Об арбитраже». Это является основанием для прекращения арбитражного разбирательства.
Прямое указание на медиативное урегулирование предусматриваются также для 3-х групп правоотношений вытекающих их следующих отраслевых законов регулирующие права интеллектуальной собственности:
- ст. 23 Закона РК «Об охране селекционных достижений»;
- ст. 33 Закона РК «Патентный закон Республики Казахстан»;
- ст. 42 Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
В соответствии с абзацем 3) пункта 1 статьи 80, пункта 1 статьи 83 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» Палата юридических консультантов устанавливает и согласовывает с уполномоченным органом:
1.Стандарты оказания юридической помощи;
2.Критерии качества юридической помощи;
3.Порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов.
Остальные внутренние локальные нормативно-правовые акты устанавливаются Палатами юридических консультантов самостоятельно.
Так для юридических консультантов Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» устанавливаются «Правила проведения примирительных процедур».
Методические рекомендации позволят профессионально проводить процедуры медиации по гражданско-правовым, корпоративным, экономическим и хозяйственным спорам.
Руководитель Наблюдательного совета Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» - Шингельбаев Бакытжан Таласович
Комментарии: