Сфера применения медиации в законодательстве Республики Казахстан
В статье 1 Закона РК «О медиации» закреплены категории дел, именуемых спорами или конфликтами, которые подведомственны медиатору и могут быть урегулированы данным способом (медиативные споры).
Законодателем указаны 3 группы медиативных споров:
■ гражданские, трудовые, семейные и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, которые регулируются Гражданским
кодексом РК, Трудовым кодексом РК, Кодексом РК «О браке
(супружестве) и семье» и другими правовыми актами;
■ рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках. В статье
11 Уголовного кодекса РК определены понятие и толкование категорий преступлений. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 2 (двух) лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 (пяти) лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 5 (пяти) лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 (пяти) лет. Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста (п. 3 ст. 10 УК РК);
■ отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства. Исполнительное производство - меры, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов с взысканием с должника исполнительской санкции, пени, расходов по исполнительному произ-
водству, оплаты деятельности частного судебного исполнителя (пп. 1) статьи 1 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»). Согласно пп. 2-1) п. 1 статьи 47 вышеуказанного Закона исполнительное производство прекращается, если стороны исполнительного производства заключили соглашение об урегулировании спора в порядке медиации.
К сожалению, по мнению автора, в Законе не урегулированы правоотношения, возникшие из административных правонарушений и имеется реальный пробел, связанный с регламентированием особенностей медиации, проводимой в ходе административного судопроизводства, на примере статьи 24 Закона, в то время как полным ходом идет гуманизация уголовного законодательства в сфере административного процесса.
Получается, что де-факто медиация в административных делах на практике применяется, а де-юре в КРКоАП отсутствует. Запрета в КРКоАП или комментируемом Законе на проведение процедуры медиации в административном судопроизводстве не имеется, но в то же время в КРКоАП и Законе нет норм, прямо регулирующих эти правоотношения.
Процедура медиации не распространяется на случаи, если затрагиваются или могут быть затронуты интересы:
■ третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации;
■ лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными. Такие ограничения существуют для защиты имущественных и/или иных интересов третьих лиц (залогодержателей, выгодоприобретателей и других лиц). Статус недееспособных либо ограниченно дееспособных определяется статьями 26, 27 ГК. Гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в связи с чем над ним устанавливается опека. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном ГПК. Над ним устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Понятие «государственных органов» приводится в п.2 ст.1 Закона РК «Об административных процедурах» - это государственные
учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:
■ изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;
■ управлению и регулированию социально значимых общественных отношений;
■ контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения.
Комментируемый пункт устанавливает действие Закона по кругу лиц в виде ограничения на участие в процедуре медиации государственных органов. Данное ограничение вытекает из специфических функций: стратегических, регулятивных, реализационных и контрольных, присущих только государственным органам. Медиативный спор – это в большей степени индивидуально-определенный конфликт с конкретными гражданами или организациями.
Между тем, по мнению автора, в комментируемом пункте имеется необоснованное законодательное ограничение возможности применения медиации с участием государственного органа, поскольку это указывает на то, что государство не принимает медиацию серьезно.
К примеру, европейские специалисты, предлагают «...исключить п.3 ст.1 Закона и тем самым государство будет показывать на практике, что оно не только позволяет проведение процедуры медиации в случаях, когда государство выступает в качестве стороны в споре, но и поощрять представителей государства рассматривать каждый спор, в котором участвует государство, на возможность его урегулирования в порядке медиации…». Также есть ограничения в применении медиации по субъекту (государственный орган) и объектам преступлений ( к о р р у п ц и о н н ы е и против интересов государственной службы), к которым Глава 15 УК относит следующие:
Статья 361. Злоупотребление должностными полномочиями
Статья 362. Превышение власти или должностных полномочий
Статья 363. Присвоение полномочий должностного лица
Статья 364. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Статья 365. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Статья 366. Получение взятки
Статья 367. Дача взятки
Статья 368. Посредничество во взяточничестве
Статья 369. Служебный подлог
Статья 370. Бездействие по службе
Статья 371. Халатность
В законодательстве других государств содержатся другие ограничения. Например, статья 1 Закона Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» запрещает применение процедуры медиации при коллективных трудовых спорах. Статья 3 Закона Республики Узбекистан «О медиации» не относит к медиации уголовные преступления.
Современные тенденции разрешения юридических дел и возросшее значение частноправовых механизмов урегулирования гражданских (в широком смысле) споров требуют необходимость доктринальной разработки единой системы разрешения и урегулирования правовых споров, состоящей из юрисдикционной и внеюрисдикционной подсистем.
В рамках данного подхода к внеюрисдикционной подсистеме следует отнести медиацию как самостоятельный способ урегулирования правовых споров, представляющий собой особым образом организованную процедуру переговоров с участием нейтрального посредника (медиатора), который содействует сторонам в обсуждении условий урегулирования правового спора и принятию взаимовыгодного решения. Как отмечает С.Т.Спандиярова, судья суда района «Байқоңыр» г.Астана: «Медиация как современная область знаний и структурированный метод разрешения споров, признает конфликт как неотъемлемую и вовсе не негативную часть жизни и относится к конфликту как к явлению, необходимому для развития человека в личностном и общественном плане».
Медиация, как процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения взаимоприемлемого решения, реализуется по добровольному согласию сторон, в качестве которых выступают физические и (или) юридические лица как субъекты гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием медиатора. Статус сторон отличается в зависимости от категории спора (конфликта). В гражданских правоотношениях это «истец» и «ответчик» в порядке статьи 46 ГПК. В трудовых правоотношениях это «работник» и «работодатель». В уголовных правоотношениях это «подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный» и «потерпевший» в порядке ст.ст. 64, 65, 71 УПК.
Следует отметить, что сам субъектный состав участников может быть ограничен. Такое ограничение содержат п. 3 и 4 ст. 1 Закона:
■ государственные органы по гражданским и иным правоотношениям;
■ участники уголовных дел о коррупционных преступлениях и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления.
По структуре и существенным условиям договор о медиации – это гражданско-правовая трехсторонняя сделка на оказание посреднических услуг.
Договору о медиации присущи следующие признаки: многосторонность; посредничество в участии стороннего конфликта; возмездность, срочность.
Участники медиации обозначаются в договоре медиации. Если какое-либо лицо не было указано в договоре о медиации, то оно не может
считаться (признаваться) участником медиации. Следует отметить, что глоссарий к Закону не содержит понятия «примирительные процедуры», хотя это понятие применяется в пп. 2) п. 3 ст. 9 комментируемого Закона. При этом ГПК, который содержит главу с таким названием, также не дает понятия «примирительные процедуры».
Авторы комментария к ст. 174 ГПК РК от 2016 года из Библиотеки Верховного суда РК отмечают, что «стороны могут заявить ходатайство об урегулировании спора с применением разных видов примирительных процедур: мирового соглашения, медиации, т.е. медиации как с участием профессионального медиатора, так и с участием судьи, если медиация проводится в суде, а также партисипативной процедуры с участием адвокатов обеих сторон. Ими могут быть использованы и другие виды примирительных процедур, оговоренные в договоре, либо предусмотренные законом, например с участием нотариуса, адвоката и др. Ограничений не установлено.
В каждом случае ходатайство обсуждается и по нему принимается решение судом. В настоящее время нормы ГПК не предусматривают возможность проведения примирительных процедур, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено ГПК или законом, однако ходатайство об урегулировании спора с применением может быть заявлено по любому делу искового производства. Представляется, что такое положение норм ГПК является обоснованным в силу того, что устранение нарушений прав гражданина, юридического лица возможно путем отмены обжалованного акта, прекращения какого-либо действия самим государственным органом или должностным лицом».
Исходя из указанного, под примирительными процедурами могут пониматься:
■ мировое соглашение, утверждаемое судом;
■ соглашение об урегулировании спора в порядке медиации;
■ партисипативное соглашение адвокатов.
В пп. 10) п. 3 ст. 33, пп. 8) п. 3 ст. 76 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» установлено, что адвокат, юридический консультант, выступая в качестве защитника или представителя, правомочен в соответствии с процессуальным законом проводить «примирительные процедуры».
По отношению к адвокату и юридическому консультанту понятие «примирительные инстанции» означает, что он может участвовать в медиации, но принимать на себя функции медиатора не может.
Председатель Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» - Қайса Абдусамат Талғатұлы, кандидат юридических наук
Комментарии: