+

г. Астана, ул. Иманова 19, ДД Алма-Ата, 7 этаж, оф. 701В

legal.system202020@gmail.com

Локальные нормативные акты Палат юридических консультантов в Республике Казахстан

27 февраля 2019 г., 17:11
иконка глаза79

 

Новый Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – Закон) в статье 79 указал, что устав палаты юридических консультантов разрабатывается на основе типового устава палаты, утверждаемого уполномоченным органом.

Руководствуясь подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции» и в соответствии с подпунктом 17) статей 23, 75, 79 Закона Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 28.09.2018 года был утвержден Типовой устав палаты юридических консультантов.

Вышеуказанный Типовой устав был размещен на официальном интернет-ресурсе adilet.gov.kz

Хотя Закон был принят более полугода назад еще возникают вопросы по многим организационным правовым аспектам.

Пользователей интересуют в частности порядок проведения аттестации для занятия деятельности в качестве юридического консультанта.

30 ноября 2018 года в 14:41 на письменный электронный вопрос был дан такой ответ на сайте министерства «Согласно пункту 2 статьи 78 Закона деятельность палаты юридических консультантов регулируется Законом «О саморегулировании», Законом, законодательством Республики Казахстан, а также уставом, правилами и стандартами палаты юридических консультантов. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона «О саморегулировании» условия и порядок приема в члены и прекращения членства в саморегулируемой организации предусматривается их уставом.

Таким образом, саморегулируемая организация – палата юридических консультантов сама определяет условия, порядок и правила проведения аттестациидля вступления в палату юридических консультантов.

При этом, подпунктом 4) пункта 1 статьи 89 Закона установлено, что палата юридических консультантов обязана обеспечить доступ условий членства в палате юридических консультантов посредством размещения на своем интернет-ресурсе и опубликования в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.

Однако необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Закона порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов определяются по согласованию с уполномоченным органом – Министерством юстиции.      Учитывая, что согласно пункту 2 статьи 98 Закона физические и юридические лица, оказывающие юридическую помощь до введения в действие Закона, приводят свою деятельность в соответствие с его требованиями в течение одного года со дня введения в действие Закона, то есть до 23.07.2019 года, на сегодняшний день в Министерство юстиции указанные документы от палат юридических консультантов, прошедших регистрацию в соответствии с требованиями Закона, не поступали».

Только некоторые базисные локальные нормативные акты (далее - ЛНА) согласовываются с уполномоченным органом – территориальным Департаментом/Управлением юстиции.

В соответствии с абзацем 3) пункта 1 статьи 80, пункта 1 статьи 83 Закона Палата юридических консультантов устанавливает и согласовывает с уполномоченным органом:

1. Стандарты оказания юридической помощи;

2. Критерии качества юридической помощи;

3. Порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов.

    Данные ЛНА являются основополагающими для Палаты. Хотелось бы остановится на них отдельно.

            Стандарты оказания юридической помощи.

Подобным схожим по содержанию нормативно-правовым актом можно считать Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 30 июля 2015 года № 427 «Об утверждении минимальных социальных стандартов в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи».

Были утверждены 3 (три) социальных стандарта:

1) «Правовое информирование»;

2) «Правовое консультирование»;

3) «Защита и представительство адвокатами интересов физических лиц».

   Каждый стандарт разбит на графы:

Нормативный правовой акт, регулирующий норму/норматив

Лица, имеющие право на минимальный социальный стандарт по нормам/нормативам

Размеры нормы/норматива

В соответствии со статьей 15 Закона правовое информирование, правовое консультирование, защита и представительство адвокатами интересов физических лиц являются минимальными социальными стандартами в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи.

Применительно к юридическим консультантам под юридической услугой понимается любая самостоятельная деятельность членов Палаты юридических консультантов, которая осуществляется на постоянной профессиональной основе в интересах лица, обратившегося за оказанием услуги – потребителя услуги (далее –Клиента), в следующих формах:

1.консультации Клиенту о его правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям Клиента;

2.оказание помощи Клиенту любым законным способом, основанным на знании и понимании правовой системы оказывающим юридическую услугу лицом;

3.совершение правовых действий для защиты законных интересов Клиента во взаимодействии с любыми лицами, являющимися участниками действующих или возможных правоотношений с Клиентом;

4.оказание клиенту помощи, представительство интересов клиента и защита его прав и свобод в судах, арбитражных, третейских судах и государственных органах;

5.осуществление иных видов деятельности в соответствии с положениями пункта 4 настоящего Стандарта Палаты юридических консультантов

Критерии качества юридической помощи.

1. Критериями качества оказания членами Палаты юридической помощи в виде правового информирования являются:

1) осуществление правового информирования в пределах предоставленных полномочий, предусматриваемых Законом;

2) правовое информирование населения о порядке и возможности получения комплексной социальной юридической помощи посредством механизмов, предусмотренных Законом;

3) отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) членов Палаты, оказывающих юридическую помощь в виде правового информирования;

4) компетентность при осуществлении правового информирования;

5) объективность и своевременность правового информирования физических и юридических лиц;

6) соблюдение действующего законодательства Республики Казахстан.

2. Критериями качества оказания членами Палаты юридической помощи в виде правового консультирования являются:

1) соблюдение прав и обязанностей правового консультирования, установленных пунктами 3 и 4 статьи 76 Закона;

2) обоснованность и мотивированность правового консультирования положениями законодательства Республики Казахстан;

3) соблюдение законодательства Республики Казахстан при исполнении профессиональных обязанностей;

4) актуальность правового консультирования;

5) отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) членов Палаты, оказывающих правовое консультирование.

3. Критериями качества оказания членами Палаты юридической помощи в виде защиты и представительства интересов физических и юридических лиц в судах, иных государственных органах и негосударственных организациях являются:

1) оказание юридической помощи в пределах предоставленных законом полномочий;

2) соблюдение при исполнении профессиональных обязанностей норм действующего законодательства Республики Казахстан и Кодекса профессиональной (деловой) этики Палаты;

3) сохранение профессиональной тайны;

4) отказ от принятого поручения об оказании юридической помощи при наличии личной заинтересованности в исходе дела, противоречащей интересам лица, обратившегося за юридической помощью;

5) отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) членов Палаты

Порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов.

Согласно пункта 1 статьи 83 Закона, аттестация проводится в виде комплексного тестирования на знание законодательства Республики Казахстан.

Пороговый балл комплексного тестирования, устанавливается Палатой юридических консультантов самостоятельно.

Претендент, соответствующий требованиям настоящего Закона и набравший пороговый балл, считается прошедшим аттестацию.

Но есть определенные ограничения. Юридическим консультантом не может быть лицо:

  1. признанное в судебном порядке недееспособным либо;
  2. признанное в судебном порядке ограниченно дееспособным либо;
  3. имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость.

     От прохождения аттестации освобождаются:

1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;

2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

3) лица, имеющие ученую степень по юридической специальности Республики Казахстан;

4) лица, имеющие лицензию на занятие адвокатской деятельностью;

5) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

   В заключении хотелось бы отметить что Законом не определяется перечень всех ЛНА поскольку все палаты юридических консультантов это саморегулируемые организации.

Председатель Палаты юридических консультантов «LEGAL-SYSTEM» - Қайса Абдусамат Талғатулы

Комментарии:

Комментариев пока нет. Ваш будет первым!
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи!